Маслом кашу не испортишь. А коробку передач? Легко!*
Что за зверь - вариатор?
Это одна из разновидностей автоматических трансмиссий. На всякий случай уточняю: любая машина, в которой всего две педали, оснащена АКПП того или иного типа:-)
Классические, с гидротрансформатором, роботизированные (простые и с двумя сцеплениями) - и вариаторы. Если верить интернету, автор конструкции вариатора – сам Леонардо да Винчи. Видимо, и все конструктивные недостатки можно списать на давность разработки:-) На автомобили они устанавливаться давно, активно ставятся и сейчас. Пример - NISSAN X-TRAIL
Давайте сегодня не будем поднимать тему необходимости и целесообразности замены трансмиссионного масла, а представим, что мы уже достигли консенсуса. И даже купили «правильный» набор для замены, который выглядит примерно так:
И вопрос остался только один:
Как заменить масло в вариаторе?
Руками наших механиков! Шутка. Произвести эту процедуру может любой, у кого есть подъёмник (ну или яма), инструмент и руки из нужного места. А чтобы не совершить каких-либо ошибок, предлагаю следовать этой инструкции:
-открутить сливную пробку в поддоне вариатора:
По цвету и консистенции сливаемого масла можно попробовать угадать текущее состояние трансмиссии:
Тёмный цвет, запах перегретого масла, блестящие вкрапления – всё это тревожные признаки. Но в нашем случае – повезло
Далее:
- открутить болты крепления поддона к корпусу КПП:
Имейте в виду, что через пробку далеко не всё масло сольётся и при опускании поддона наружу попросится ещё приличная порция масла:
- снять поддон, обратить внимание на поверхность магнитов:
Наличие небольшого количество мелкой стружки приемлемо. Большое - говорит о проблемах
- открутить маслозаборник:
Да- да! Это именно маслозаборник, в котором нет фильтрующего элемента, только грубая сетка:
Судя по различным отчётам, некоторые владельцы принимают его за фильтр и при этом ограничиваются промывкой, некоторые меняют на новый - и на том успокаиваются. Но это ошибка. Фильтр есть. Выглядит вот так:
В некоторых мануалах его называют фильтром масляного радиатора. Странная логика. Радиатор, что, имеет собственный, отдельный контур? Нет, через него проходит то самое масло, на котором работает вариатор, а значит, и фильтр – фильтр масла вариатора.
И его необходимо менять.
Замена фильтра
Он хорошо спрятан, и нужно произвести ряд манипуляций, чтобы подобраться поближе к его гнезду:
- вытащить «клопы» крепления левого пыльника:
-вынуть пыльник:
- открутить три самореза нижнего крепления локера:
ещё пару на стыке локера и крыла и отодвинуть часть локера назад. Где спрятан фильтр? Поверьте, не зная – не найти. Он находится под корпусом теплообменника. Чтобы добраться до фильтра, необходимо открутить четыре болта:
Открутив болты, будьте готовы к новым порциям масла.
Отодвиньте корпус теплообменника в сторону. Видите фильтр?
-Извлечь фильтр:
Видите разницу? Не хватает резинового уплотнения. Это потому, что обычно оно остаётся внутри. Обязательно надо его извлечь:
-установить новый фильтр:
- заменить уплотнение корпуса теплообменника. Места там мало даже для рук, не то что для фотоаппарата:
Я попробовал сфотографировать для наглядности, но заранее прошу простить за получившийся ракурс:
А вот само кольцо смог сфотографировать крупно:
Три небольших выступа – это не деформация и не повреждения: их назначение - удерживать кольцо в канавке, чтобы оно не выпало при монтаже.
- Устанавливаем теплообменник на место, прикручиваем болты:
- установить части локера на места.
Подготовка к сборке
-удалить старую прокладку:
-очистить картер коробки от грязи и остатков старой прокладки:
-очистить и отмыть поддон:
-очистить магниты:
Обратный монтаж
-прикрутить новый маслозаборник:
- положить новую прокладку на поддон:
Обращаю внимание: из корпуса коробки торчат две небольшие направляющие:
-прислонить поддон, наживить все болты и затянуть рукой без усилия:
- затянуть пробку поддона с усилием 34Nm;
-затянуть болты поддона с усилием 10Nm:
Заправка масла
Многие современные коробки сконструированы так, чтобы для их обслуживания владелец был вынужден обращаться в специализированный сервис. Отсутствие щупа, необходимость контроля температуры, заправка нагнетателем через сливное отверстие… вариантов - море! Но вот владельцам NISSAN X-TRAIL повезло: их трансмиссия имеет щуп!:-)
-вынуть щуп из направляющей:
-вставить приспособление V-«0»-ROHKA:
-залить масло:
при замене таким способом влезает порядка 8.5-9.5 литров
Проверка уровня масла в вариаторе
-завести мотор:
- если следовать заводской технологии, необходимо подключить диагностическое оборудование, так как контроль уровня необходимо производить при определённой температуре масла, в диапазоне от 50° до 80°. Если у вас нет такого оборудования, ориентируйтесь на стрелку температуры ОЖ. Когда она заметно поднимется, взяться за селектор переключения передач:
- удерживая педаль тормоза нажатой, перемещать селектор, задерживая в каждом положении секунд по 10;
-не глуша мотор, вытянуть щуп и проверить уровень:
- при необходимости – долить.
И всё! На ближайшие 50/70 000 км вариатор вашего автомобиля защищён!:-)
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАМЕНУ МАСЛА В ВАРИАТОРЕ
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.
*Если это масло никогда не менялось:-)